Icon RUS Icon UK

Охрана труда на железнодорожном транспорте

02-08-2021

Немаловажным фактором в сфере охраны труда на железнодорожном транспорте является понимание того, что же представляет собой эта отрасль, и в чем заключаются её главные особенности.

Пожалуй, стоит начать с упоминания того, что железные дороги представляют собой огромную сеть, которая позволяет связывать самые отдалённые уголки нашей страны. Общая протяженность равна 85,5 тыс. км, больше половины (43,7 тыс. км) электрифицировано. Вся система представляет собой огромный комплекс различных хозяйственных процессов, который состоит из десяток тысяч локомотивов и сотни тысяч вагонов.

Компоненты, входящие в систему железнодорожного транспорта:

  1. Конечно, в первую очередь на ум приходит непосредственно железнодорожный путь. Однако стоит уточнить, что здесь подразумеваются не только сами «шпалы» и «рельсы», но и все детали, которые необходимы для путевого развития. Речь идет о приеме, формировании и отправлении поездов, обгоне и выполнении других операций.
  2. Важной частью системы являются все сооружения, которые необходимы для координации потока пассажиров. Здесь речь идет о железнодорожных вокзалах, перронах.
  3. Поезда используются не только для транспортировки пассажиров, но и для перевозки грузов. Следовательно, для погрузки груза в вагоны, их выгрузки, а также хранения необходимы соответствующие устройства, которые являются неотъемлемой частью системы железнодорожного транспорта.
  4. Эксплуатация локомотивов и вагонов сопряжена со множеством сложностей, которые могут иметь как механический, так и природный характер. Исходя из этого, время от времени железнодорожный транспорт нуждается в ремонте, который проводится в соответствующих сооружениях. Здесь же выполняется экипировка локомотивов и вагонов;
  5. Система железнодорожного транспорта включает в себя и инженерные коммуникации: устройства водо- и электроснабжения. В последнем случае учитываются тяговые подстанции, а также контактная сеть, необходимая на электрифицированных линиях.
  6. Для обеспечения безопасности при движении поездов и для ускорения производственных процессов используются различные устройства сигнализации, информационные комплексы, а также оборудование для централизации и блокировки. Еще одной важной составляющей системы железнодорожного транспорта является устройства материально-технического снабжения.

В структуре ОАО "РЖД" для обеспечения полноценной эксплуатации, обслуживания, а также ремонта транспорта предусмотрено почти тридцать подразделений. Каждый субъект РФ охватывается соответствующим филиалом ж/д, всего таких шестнадцать филиалов, у каждого из которых свой корпоративный центр управления регионального уровня.

Исходя из всего вышеописанного весь комплекс ОТ представляет собой совокупность двадцати четырех отраслевых нормативов, при этом не учитываются различные межотраслевые ссылки. Каждый из данных нормативов исходя из своего содержания регламентирует соблюдение правил безопасности труда на соответствующих объектах, которые входят в систему железнодорожного транспорта. Благодаря этому на каждом элементе формируется своя система ОТ. Общий объем документации включает огромное количество локальных и прочих нормативов, поэтому число актов может достигать нескольких тысяч.

Несмотря на тот факт, что ежегодно предпринимается множество реформ для повышения уровня безопасности труда в сфере железнодорожного транспорта, эта отрасль продолжает оставаться для работников одной из самых опасных и тяжелых в РФ. Учитывая количество аварий и несчастных случаев, которые происходят ежегодно, все сотрудники данной системы имеют право выйти на пенсию раньше установленного законом возраста. Это право закреплено правительственным постановлением N 272, которое было принято в 1992 году 24 апреля.

Основные задачи ОТ в ОАО "РЖД":

  1. В первую очередь речь идет об улучшении условий для сотрудников на их рабочих местах. Здесь подразумевается наличие в надлежащем состоянии помещений санитарно-бытового назначения. Если таких сооружений нет, или они находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, необходимо организовать строительство или ремонт. Работники также должны быть удовлетворены полноценно оборудованными пунктами для приема пищи. Это включает не только наличие водоснабжения или вентиляционной системы, но и системы обогрева. Немаловажным фактором является контроль за монтажом, реконструкцией или ремонтом системы общего освещения. Для создания более щадящих условий труда производится максимальная механизация рабочих процессов.
  2. С целью снижения риска получения профессионального заболевания или травм каждый сотрудник должен быть обеспечен СИЗ (средства индивидуальной защиты). Именно с этой целью разработаны отраслевые нормы, которые подразумевают выдачу бесплатной одежды, обуви и прочих средств защиты.
  3. Средствами СИЗ за счет работодателя должны обеспечиваться те сотрудники, которые занимают предусмотренные в типовых отраслевых нормах должности. Самым распространенным средством защиты считается СИЗ рук, что позволяет работникам снизить вероятность получения различных травм или кожных заболеваний. Исходя из конструктивных характеристик средств защиты для рук, выделяют рукавицы, напальчники, перчатки, а также наладонники.
  4. Каждый работодатель должен проконтролировать, чтобы сотрудники непременно пользовались выданными им средствами индивидуальной защиты. Если специальная одежда или обувь находятся в ненадлежащем виде, то сотрудник не допускается к работе. Так же обстоят дела с неисправными СИЗ.
  5. Одна из возможностей снизить вероятность травматизации – это внедрение технических средств, которые позволят высвободить работников из опасных зон производства.
  6. Ввиду большого риска получения профессиональных заболеваний должны быть соответствующе организованы профпатологические центры, где работникам будут предоставляться современные медицинские услуги.

Для более эффективного обучения сотрудников требованиям ОТ в системе железнодорожного транспорта в РФ предусмотрено восемнадцать вагонов. Каждый из них является вспомогательным механизмом, который оказывает организационную и методическую помощь в процессе обучения персонала. Среди применяемых средств обучения: аудио, видео, а также компьютерная техника.

Ежегодно в структурных подразделениях и филиалах ОАО "РЖД" проводится специальная оценка условий труда. При этой процедуре фиксируются все факторы, которые могут представлять опасность для работников системы железнодорожного транспорта:

  1. повышенное напряжение, шум или вибрации;
  2. движущиеся или статичные транспортные средства;
  3. плохая освещенность;
  4. повышенная активность воздушных масс;
  5. физические и нервно-психические перегрузки.